четверг, 18 октября 2012 г.

Кое что о лидерстве


ОСНОВА ЛИДЕРСТВА - ВЛАДЕНИЕ ИСКУССТВОМ ОБЩЕНИЯ.
УСПЕХА ДОБИВАЕТСЯ ЛИШЬ ТОТ, КТО УМЕЕТ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

Будь то «междусобойчик» на работе или дипломатический прием, ищете ли вы приятных личных знакомств или стремитесь расширить деловые контакты - вы должны стремиться занять активную позицию в общении. Активность - основа лидерства. Уточняем - сейчас мы учимся занимать именно активную, а не доминирующую позицию. Вы не должны стремиться к доминированию, к подчинению других своей воле, к демонстрации своих лидерских качеств. Не торопитесь. Скорее всего, вы пока и не сможете этого сделать, а любые попытки приведут лишь к обратному результату. Ваши попытки, в лучшем случае, могут быть расценены как элементарное бескультурье, а в худшем... Впрочем, о плохом говорить не будем. Приведем лишь слова древнекитайского философа Лао-Цзы, который все сказал за две тысячи лет до нас:

Кто поднялся на цыпочки, не сможет долго стоять. Кто делает большие шаги, не сможет долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигнет успеха. Кто сам себя возвышает, не сможет стать старшим среди других. Все это называется тщеславным желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят и презирают все живые существа. Поэтому человек, обладающий мудростью, не делает этого.


Помня эти слова, приступаем к отработке практических навыков.

С кого начать?


Вы попали на прием, деловую встречу, корпоративную вечеринку, раут и т. п. Люди, разбившись на группы, беседуют. Здесь важно решить: в какую компанию влиться, с чего (с кого) начать общение.


Обычно мы прекрасно чувствуем себя в компании двух-трех приятелей, но неуютно - в окружении незнакомых людей. Часто нам бывает очень трудно завести с ними разговор. Боязнь общения - так можно определить этот своего рода недуг. Избавиться от него можно. Сделать это крайне необходимо, тем более что это под силу даже болезненно стеснительным людям. Овладеть искусством общения для многих становится в наши дни профессиональной задачей и первым шагом на пути к лидерству. Итак, вы решились? Тогда начинаем. Не забывайте, что все нижеизложенное носит характер именно практических рекомендаций. Все, о чем вы узнаете, вы должны обязательно испробовать на практике. Простое чтение «ради интереса» не даст никаких результатов


Следует придерживаться элементарного и проверенного на практике принципа: чем больше людей, тем меньше риск все испортить. Чем многочисленнее выбранная вами группа, тем больше шансов встретить человека, который отзовется (отреагирует) на вашу первую реплику и поможет начать разговор. Впрочем, если ваше появление окажется незамеченным и ваша реплика останется без ответа - не беда. У вас будет время присмотреться, прислушаться и, выбрав момент, вступить опять в общий разговор или незаметно ретироваться и повторить попытку в другой компании.


Как «включиться» в разговор


Метод «я - новенький». Осмотритесь, выберите среди присутствующих приятного вам человека (даже в самом неблагоприятном случае, когда гости разбились по группам в 2-3 человека и беседуют в узком кругу «своих людей»), подойдите и станьте рядом. Произведите какое-либо движение (действие) и, когда вас заметят, обратитесь к заранее намеченному вами гостю со словами: «Извините, Бога ради. Надеюсь, вы не будете против. Я здесь никого не знаю. Меня зовут... Не могли бы вы подсказать мне...» По реакции гостя вы сразу определяете, с кем имеете дело и можно ли рассчитывать на беседу. Любой ответ, кроме «какое вам дело?», годится для того, чтобы разговор завязался.


Такое начало общения почти гарантирует успех. «Чистосердечное признание» срабатывает потому, что практически всем знакомо ощущение неловкости и растерянности в незнакомой компании. Ваше признание дает чувство превосходства человеку, к которому вы обратились. Ведь ему предоставляется роль покровителя, а это - приятная роль. Применяйте этот прием, если вы действительно ни с кем не знакомы, и не чаще двух раз за один вечер. Иначе можно лишиться доверия присутствующих. К тому же, необходимо учитывать уровень вечеринки и вероятный социальный статус вашего потенциального визави. Например, вряд ли стоит так подходить к какому-нибудь министру или другой высокопоставленной персоне. Скорее всего, это вызовет только легкое недоумение - а кто вы, собственно, такой и что делаете в компании «солидных людей»? А может, вам здесь не место? В таких случаях вам сможет помочь другой метод.


Метод «я - свой» подобен тактике «втирания» в очередь, которую нередко используют хитрые покупатели. Вы как можно незаметнее пристраиваетесь к выбранному кружку гостей, чтобы никто не понял, что вы «новенький». Еще это очень похоже на присоединение к пению: вы гармонично сливаетесь с общим звучанием голосов.


Первым делом попытайтесь наладить визуальный контакт с лидером группы или тем человеком, кто в данный момент говорит. Здесь вам поможет один прием. Замечено, что рассказывающий что-либо нескольким слушателям всегда больше смотрит на того, кто ему периодически кивает. Это вполне объяснимо - ведь именно от него он получает психологическую поддержку: «Раз я вам киваю, значит вас понимаю, полностью согласен с вами». Используйте это. Психологи знают, что при разговоре с приблизительно равными по статусу лицами говорящий обычно обращается чаще к тому члену группы, кто кивает. При этом возникает интересный психологический эффект: у остальных создается впечатление, что именно он - самый значимый среди них. Ведь обращаясь к группе, больше внимания обычно уделяют более значительному лицу в ней. Таким нехитрым образом, кивая, вы можете поднять свой статус слушателя в группе. Разумеется, старайтесь не походить при этом на игрушечного китайского болванчика, кивающего головой без остановки. Все должно быть естественно.


Также учитывайте взаимное расположение в пространстве. Хорошо знающие люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Подобное расположение подсознательно ассоциируется с благорасположением беседующих и взаимной симпатией. И наоборот, при прочих равных условиях конфликты чаще всего возникают между людьми, находящимся друг против друга. Понятие «противостояние» существует отнюдь не случайно. Такая позиция подспудно провоцирует чувство соперничества и соревновательно-оборонительные отношения. Поэтому вам лучше находиться рядом или под углом к самому активному члену группы.


При достаточном внимании с вашей стороны к ведущему разговор вы сможете уловить удачный момент и спокойно включиться в него. При этом важно правильно подстроиться к общему темпу, громкости и ритму беседы. (Например, не нужно громко говорить, если все остальные беседуют вполголоса и т.д.) И тогда всем покажется, что вы все время были в их компании. Если же вам не удалось незаметно приблизиться к этому кружку (появление «чужака» заметили) - опять-таки не беда. Моментально, «сходу» подайте реплику, реагируя на то, что успели услышать, и вас почти наверняка признают за «своего». Главное - говорить спокойно, решительно и непринужденно. Напряженный голос и скованная поза сведут вероятность успеха к нулю, ибо соответствующее состояние мгновенно передастся всем остальным и вызовет всеобщее чувство неловкости. Впрочем, другая крайность - надменный вид, скрещенные спереди или сзади руки (позиция превосходства) - также недопустима. Если же у вас не хватит духу быстро познакомиться с незнакомыми людьми и вы станете в нерешительности перебегать от одной группы к другой, вы рискуете так ни с кем и не заговорить за весь вечер, и желанное общение не состоится.


Не тратьте время зря



Порой бывает просто невозможно отделаться от неинтересного (или неприятного) собеседника, и многие просто сдаются, обрекая себя на его компанию до самого конца вечера. Но такой исход вам не подходит. Ваша цель - смешаться с массой гостей, поднять себе настроение, успеть со всеми переброситься репликами, обменяться визитками, и получить от этого удовольствие. А также завести полезные в будущем знакомства, связи.


Если вы топчетесь на одном месте, не представляя себе, как отойти, когда обсуждаемая тема вас не интересует, вы рискуете потерять вечер и не достичь цели. Прелесть светского общения в том, чтобы свободно курсировать от одного гостя к другому. А для этого необходимо знать, в какой момент и каким образом можно «менять стоянку».


Оптимальное время светской беседы на многолюдной вечеринке - 5-20 мин на одну «душу». Предел - 30 мин. Помните: вы здесь для того, чтобы учится знакомиться с людьми и завязывать новые контакты. Если собеседник интересный - дате себе слово вернуться к нему после того, как познакомитесь с десятком гостей. Можно взять у него визитную карточку и договориться о встрече в другом месте.


Двигайтесь, двигайтесь...


...но двигайтесь не хаотически, а с целеустремленным видом. Движение, активность и целеустремленность всегда привлекает к вам внимание. Если, отойдя от собеседника, вы остановитесь в нерешительности, не зная куда направиться, вашу растерянность заметят многие. А те, кого вы только что покинули, могут подумать, что вы попросту брезгуете их обществом и предпочитаете провести вечер в одиночестве, чем остаться с ними. Это, по меньшей мере, невежливо.


Психологическое обоснование движения «на виду у всех» состоит в следующем. Двигаясь, вы обращаете на себя внимание окружающих. А место «на виду у всех», в центре внимания, большинством людей подсознательно воспринимается как более престижное. Ведь большего внимания всегда удостаиваются люди с более высоким статусом. И поэтому уже само нахождение человека в центре внимания многие воспринимают как указание на его значительность. Кроме того, психологи установили, что чем больше времени человек находится «на виду», тем выше к нему симпатия окружающих. Разумеется, у отдельных людей может возникнуть негативное ощущение, что вы им «мозолите глаза». Это как раз те люди, которые сами претендуют на лидерство и повышенное внимание к своей персоне. В результате у них может появиться чувство враждебности и соперничества по отношению к вам. Но в целом рост симпатии у окружающих идет гораздо более быстрыми темпами, чем рост враждебности.


Помните, маршрут движения легче всего выбрать в тот момент, когда говорите вы, особенно если у вас всего один или два собеседника. Невежливо отводить глаза, когда говорят с тобой. Если же вы окружены группой гостей и внимание не сосредоточено на вас, можете осмотреться и выбрать маршрут. Но делать это следует так, чтобы никто не заметил, как ваш взгляд перемещается по залу. Это может быть расценено и так: «Вам здесь уже скучно», а это обидно для окружающих. Как красиво уйти? Существует несколько способов.


«Ваше время истекло». После по крайней мере десятиминутной беседы надо как можно искреннее сказать: «Как с вами хорошо, а надо и остальных поприветствовать» или «Я не хочу узурпировать ваше время, к тому же мы договорились о встрече». В этом нет ничего зазорного.


«Уходим по-английски». Дождитесь момента, когда никто из собеседников с вами не говорит и не смотрит на вас в упор, и незаметно исчезайте. При этом будьте готовы адекватно отреагировать в случае, если разговор неожиданно коснется вас. Когда же вы окажетесь вне поля зрения бывших собеседников, - «бегите».


«Смена караула». Как только кто-нибудь из гостей обратится к вашему собеседнику, который вам уже в тягость, в ту же секунду «испаряйтесь»: появление нового собеседника открыло вам путь к отступлению. Это довольно пассивный прием, но к нему прибегают практически все.


«Подставь ближнего своего». Представьте ситуацию: вам приходится выслушивать абсолютно неинтересные разглагольствования подвыпившего собеседника. При этом обращаются непосредственно к вам, а стоящий рядом гость предпочитает отмалчиваться. Нет никакой возможности «уйти по-английски». Что делать? Продолжая кивать и усердно поддакивать, постарайтесь похитить из соседней компании кого-нибудь, с кем уже пообщались. Тут же представьте его вашему собеседнику так, будто вы оказываете огромную услугу им обоим: у них масса общих интересов, и они обязательно понравятся друг другу! Будьте внимательны - как только их взгляды встретятся, вы быстро уходите.


***


Описанные приемы светского общения помогут вам проявить инициативу в незнакомом обществе. Двух одинаковых обществ не бывает. Поэтому точно моделировать ситуацию не представляется возможным. Но, владея навыками общения, вы наверняка будете чувствовать себя увереннее в любой ситуации.


А теперь небольшое практическое упражнение для самоконтроля.


Ситуация. Вы пришли на корпоративную вечеринку (светский раут и т.п.). Вы хотите завести новые знакомства, стать «душой компании», показать себя интересным и компетентным собеседником, а если получится - то и возглавить и повести за собой разговор, проявив некоторую степень лидерства в группе.


Вот вы, наконец, набрались решительности и пытаетесь присоединиться к группе, обсуждающей какую-либо проблему. Ее участники - солидные люди, занимающие высокое положение. Все они имеют большой жизненный и профессиональный опыт, достигли многого, знают себе цену, привыкли руководить и быть в центре внимания. Поэтому ведут себя спокойно и уверенно, постоянно демонстрируя собственную значимость.


Вы, к сожалению, пока не достигли больших вершин в своей жизни. Собеседники чувствуют, что ваш социальный статус не слишком высок. Поэтому на все ваши попытки проявить себя, сказать что-либо важное или интересное остальные реагируют холодно и недоуменно (мол, кто еще такой объявился?). На вас смотрят «сверху вниз», слушают невнимательно и без интереса. Кроме того, стоит вам на секунду замешкаться и замолчать, чтобы перевести дух, как кто-то моментально перебивает вас на полуслове и «перетягивает одеяло на себя». Солидные дяди и тети, не снисходя до ответа на ваши робкие реплики, продолжают светскую беседу, полностью игнорируя ваше присутствие. Вы для них - пустое место, не представляющее никакой ценности и интереса.


Задание. Подумайте, каким образом можно изменить ситуацию в свою пользу? Как оказаться в центре беседы? Как заставить относится к себе, как к равному, с должным вниманием и уважением? Помните: проявить лидерскую инициативу - совсем не значит вести себя нагло и вызывающе. Результаты такого поведения будут плачевны (см. цитату Лао-Цзы).


Используйте ту информацию, которую вы почерпнули из данных заметок, но попытайтесь не зацикливаться на ней. Придумайте свои собственные «хитрые» методы и приемы достижения поставленной цели. Возможно, у вас уже имеются какие-то собственные наработки, которые вы давно и успешно применяете в подобных ситуациях?. Вы дошли до них «собственным умом» или почерпнули из психологической литературы. В таком случае подумайте об уместности их применения. Обязательно сообщите нам о своих впечатлениях, как позитивных, так и негативных.


Если же вы хотите:


1) Узнать о специальных коммуникативных и поведенческих приемах, используемых профессионалами;
2) Отработать навыки эффективного общения в различных ситуациях;
3) Овладеть методами перехвата лидерской инициативы в больших и малых социальных группах;
4) Развить в себе конкретные лидерские качества


   

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.
Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому.
При передаче информации частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан – адъютант – сержант – капрал – рядовые солдаты:
Капитан – адъютанту: “Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме.”
Адъютант – сержанту: “По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитал на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме.”
Сержант – капралу: “По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения на счет этого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день.”
Капрал – солдатам: “ Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день.”
Видно, что сам процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение – это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.
Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.
В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос.
В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – “формула поглаживания”. Это словесные обороты типа: “Удачи вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!”, приносимые с любыми оттенками.
В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.
Передача информации может иметь различную форму – это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.
В своем реферате я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как разговор, беседа, собеседование и подробно остановиться на таких видах, как спор, и менее распространенных – дискуссии, полемике, дебатах.
Разговор – это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какойлибо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какойлибо вопрос, осветить проблему. Собеседование – специально организованная беседа на общественные, научные темы.
Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.
Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия– это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.
Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какоголибо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии– наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии – представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какомулибо единообразии действий.
В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант– диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.
Симпозиум – ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии её цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на неё воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.
Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.
Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемикаэто не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная : надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.
Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.
Слово дебаты французского происхождения (debat– спор, прения). Прения– русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.
Единой классификации споров не существует, хотя делаются попытки систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности относится цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие виды спора: спор изза истины, для убеждения коголибо, для победы, спор ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какойлибо мысли, идеи, для её обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какуюлибо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в её решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.
Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так “надо” по долгу службы, в силу какихлибо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.
Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффективнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.
Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода “искусство для искусства”. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием. Если вы будете отрицать какоелибо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно встретить среди молодежи.
Приведенная классификация видов спора по цели носит условный характер. В жизни их не всегда удается четко разграничить.
Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. Нередко приходиться отстаивать групповые интересы, например : людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.
На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основных группы: спормонолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор), спордиалог (полемизируют два лица), спорполилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь спорполилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников).
Споры могут происходить при слушателях и без них. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.
В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется для того, чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом.
На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными. Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные формы более продолжительны во времени.
В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный.
Споры делятся на организованные и неорганизованные (стихийные). Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов.
Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.
Итак, в своем реферате я рассмотрела виды вербальных коммуникаций, их цели и содержание, методы проведения. Вербальные, знаковые системы всегда были, и по всей видимости будут главными средствами человеческого общения. “Слово– это сама жизнь,” – говорил Т. Манн. Принципиальным условием успешного взаимодействия является способность людей “найти общий язык” – именно язык, а не жест или позу.
“Слово, – пишет психолог А. Р. Лурия, – является и средством контакта, и орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании о речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления. ”
Так, Дионисий Галикарнасский, говоря о красоте и ценности слова, предупреждал молодых ораторов : “… все молодые души наслаждаются цветистостью выражения и стремятся к ней безумно, словно одержимые богом. Они-то и нуждаются с самого начала в основательном и разумном надзоре и руководстве, если только хотят не всякое выговаривать слово, что на язык попадет, и не наудачу соединять между собою первые попавшиеся слова, но пользоваться подбором слов чистых и подлинных и содействовать их красоте, соединяя их величаво и вместе с тем приятно…слово же брошенное наугад, как попало, губит вместе с собой и полезную мысль.”
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЕЛОВАЯ ИГРА “ПОЛИТБОЙ”.
Политбой предполагает столкновение людей с противоположными идеологическими взглядами и установками, т.е. по сути он представляет собой полемику. Задача политбоя – столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных позициях.
Цель игры – формирование навыков и умений ведения полемики, оказание помощи во владении культурой спора и совершенствовании полемического мастерства.
Деловая игра проводится в четыре этапа. В ней принимают участие преподаватели и учащиеся одного или двух классов. На разных этапах игры они выполняют определенные роли: организатора, руководителя, участника политбоя, специалиста по теме, специалиста по логике, специалиста по культуре спора, специалиста по культуре речи, критика.
Первый этап является организационным. На консультации рассказывается о назначении и цели игры, о порядке её проведения, задачах участников игры, о методике подготовки к политбою. Выделяется группа организаторов, выбирается её лидер. Участники деловой игры определяют тему предстоящей полемики. Для обсуждения рекомендуется брать наиболее актуальные и острые проблемы современности, вызывающие интерес у присутствующих. Участники политбоя делятся на две группы, представляющие различные общественные и позиции. Моделируется ситуация общения.
На втором этапе осуществляется подготовка к политбою. Организаторы решают все методические вопросы, назначают руководителя, “специалистов”, продумывают оформление аудитории. Участники деловой игры изучают тему предстоящего политбоя, знакомятся с соответствующей литературой, консультируются по всем вопросам со специалистами. Группы разрабатывают в рамках выбранной темы вопросы, которые они предполагают задать своим “противникам”, готовят варианты возможных ответов на них, подбирают аргументы и контраргументы.
На третьем этапе проводится политбой по избранной теме. Ведет политбой руководитель, назначенный организаторами. Он представляет обе группы, говорит о цели данной встречи, предлагает принять активное участие в работе. Каждая группа кратко рассказывает о себе. Участники политбоя, независимо от “должностей”, обсуждают предложенные проблемы.
Четвёртый этап– заключительный. На этом этапе организуется обсуждение проведенного политбоя, критически анализируется деятельность всех участников деловой игры. Последовательно предоставляется слово “специалистам”.
Специалист по теме анализирует актуальность выбранной темы, злободневность предложенных вопросов. Он оценивает, удалось ли участникам полемики разобраться в обсуждаемых проблемах, как полно рассмотрена выбранная тема. Специалист по логике обращает внимание на умение выступающих доказывать свою правоту, убеждать других, опровергать мнение оппонента. Он анализирует, насколько доказательны и убедительны аргументы, приводимые участниками политбоя для подтверждения выдвинутой точки зрения, отмечает логические ошибки. Специалист по культуре речи освещает такие вопросы, как соблюдение выступающим норм современного русского языка, наличие или отсутствие в их речи словпаразитов, умелое использование терминов, иностранных слов, образность и выразительность речи, называет речевые ошибки и недочеты. Специалист по культуре спора отмечает, соблюдали ли ораторы нравственноэстетические нормы спора, умело ли оперировали понятиями, не уходили ли от предмета спора.
Высказывания “специалистов” обобщает “критик”. Он дает качественный анализ выступлений участников. Для критика необходимы такие качества, как объективность, принципиальность, критический ум, быстрота и острота реакции, способность к обобщениям.
Затем предлагается высказать свое мнение руководителю и всем желающим принять участие в обсуждении. В заключение подводятся итоги всех этапов деловой игры.
Деловая игра “Политбой” вызывает большой интерес у участников. Она помогает разобраться в сложных проблемах современной жизни, способствует более глубокому усвоению материала, формированию и закреплению убеждений, является действенным средством выработки активной жизненной позиции.
ЛИТЕРАТУРА :
Войскунский А. Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
Ночевник М. Н. “Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986
Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика” , М, Просвещение, 1991
Сопер П. “Основы искусства речи”, М, 1995
Социальная психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995

КАК ПРИОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ПРИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ?

Уверенность в себе - наш молчаливый
союзник, который умножает наши силы

      Недавно получил письмо:

> Здравствуйте, Феликс Кирсанов!
> Меня зовут Евгений. Я с Украины, г. Дн-вск.
> Постоянно читаю ваши рассылки…
[которые] написаны на понятном и в то же время выразительном языке, обладают выраженной убедительностью... Я действительно проникся к Вам уважением, как к человеку знающему и владеющему своим делом и уверен, что люди, которые приходят к Вам на тренинг за помощью - получают её, если откровенно для себя хотят ее получить.
> Я бы тоже хотел посетить Ваш тренинг, но, к сожалению, сейчас у меня нет такой возможности. (А в моем городе таких тренингов не проводят)…
> Посему обращаюсь к вам с просьбой высказать свое мнение и по возможности дать рекомендации на актуальный как для меня, так и для большинства людей банальный вопрос-проблему: страх публичных выступлений.
> Я прочитал массу литературы, подписан на всевозможные рассылки, так или иначе касающиеся темы преодоления волнения, тревоги, напряженного психологического состояния во время выступлений перед аудиторией. Постоянно пробую себя в деле, умею "накачать" себя энергией, уверенностью перед самим выступлением, но по факту… в большинстве случаев абсолютно теряю контроль над ситуацией, над собой. Пропадает ясность мышления, появляется тахикардия… и пр. симптомы…
> Что делать, когда предварительно чувствуешь уверенность, но вступаешь в ситуацию и теряешь себя?
> Заранее спасибо, с Ув. Евгений.


      Спасибо. Суть письма Евгения можно свести к важному вопросу: как приобрести уверенность в себе при публичных выступлениях? Вообще-то мы с вами уже не раз говорили на тему уверенности в себе, поэтому по ходу изложения я приведу некоторые ссылки на те предыдущие выпуски нашей рассылки, где об этом была речь. Не поленитесь, загляните в них еще раз, и вы увидите, насколько это полезно - вспомнить то, что наполовину забыто.
Мы знаем, чтобы уметь для того, чтобы больше знать, чтобы еще больше уметь…

      Недавно я удосужился посмотреть по телевизору цирковое представление. Вот уж действительно верно говорят, что цирк - это одно из немногих мест, где процветает настоящее искусство (в смысле, основанное в первую очередь на мастерстве, а не на искусственно раскрученных нелепых фантазиях, рожденных в воспалённых мозгах законодателей мод). Смотрел я, как дрессированные животные вытворяли всякие выкрутасы - собаки выписывали сложные пируэты вокруг своей оси, морские котики ловко манипулировали мячами, большими и малыми - и думал: я бы так не смог. Без тренировки, конечно. Но настоящие чудеса в цирке являл, разумеется, человек. И меня периодически посещала мысль, что если бы собственными глазами не видел, то не поверил бы, что такое возможно - представьте себе: возвышается человек на арене цирка, знаете ли, на, мягко говоря, крайне шаткой конструкции, сооруженной из поставленных друг на друга штук шести катающихся цилиндров, и умудряется удерживать равновесие (тут обязан быть восклицательный знак, потому что совсем непонятно, какое бесчисленное количество раз надо было сваливаться с этой нестабильной постройки, чтобы научиться на ней стоять).
      Вопрос: почему человек в цирке (и не только) способен преуспеть больше других животных, даже в тех областях, в которых у последних больше природных задатков (например, кошачьи - более пластичны, а орлы - более зорки)? Ответ: потому что у человека мозгов побольше. Мы ведь видим не глазами и слышим не ушами, а мозгами. Орел, к примеру, видит лучше человека, но замечает при этом гораздо меньше - если, скажем, охотник целится в его зоркий глаз из ружья, то орел может издали не хуже охотника видеть тем своим зорким глазом мушку на его стволе, но не будет понимать при этом, что через секунду покинет лучший из миров.
      Мы способны раскрываться гораздо шире и достигать гораздо больше, чем прочие известные нам существа, потому что делаем больше выводов из того, что воспринимаем, т.е., соображаем лучше. Наши знания, рожденные из практики (бытиё ведь определяет сознание), помогают нам приобретать больше навыков. То есть - и это очень важная мысль (!) - мы развиваемся и раскрываем в себе любые навыки по схеме "ЗНАЮ-УМЕЮ": совершая действия, мы увеличиваем знания, которые ведут к росту навыков, которые, в свою очередь, еще больше увеличивают наши знания, которые приводят к еще большему росту наших навыков и т.д. Наше совершенствование походит на колесо, которое катится по жизни - мы знаем, чтобы уметь для того, чтобы больше знать, чтобы еще больше уметь, чтобы знать еще больше, чтобы
уметь...знать...уметь...знать...уметь...

- с каждым оборотом колесо нашего развития разрастается, как снежный ком. Именно количество оборотов этого колеса обычно принципиально отличает опытного взрослого от несмышленыша-ребенка или профессионала от дилетанта. Именно по схеме "ЗНАЮ-УМЕЮ" мы учимся ходить, плясать, фехтовать, водить машину и уверенно выступать публично. Понимание этой схемы, повторю, очень важно, потому что именно и только по схеме "ЗНАЮ-УМЕЮ" мы можем изменять себя - формировать различные качества нашего характера и приобретать различные навыки.
      Одна лишь теория без практики, равно, как и одна лишь практика без выводов из нее, не могут создать единого поступательного движения к нашим достижениям точно так же, как скрипка и смычок поодиночке не могут родить прекрасную мелодию.
Некоторые рецепты для роста уверенности в себе

      Скажу вам по секрету, друзья, что оригинальных рецептов типа: дерябнул допинга, сделал пару вздохов, промассировал мозги - и тут же приобрел страшную уверенность в себе - к сожалению, не бывает. Даже если некоторые такие приёмчики иногда срабатывают, то обычно оказывают кратковременное влияние и нестабильны - вчера утром помогли, а завтра вечером - нет. Поэтому давайте рассмотрим более надежные варианты.
      Иногда меня спрашивают: "Какие книги стоит почитать, чтобы приобрести уверенность в себе?". Вы догадываетесь, какой тут уместен ответ (особенно полезный для тех, кто любит заниматься буквоедством, т.е., всецело отдаваться только лишь книжной теории): конечно же, книги - это хорошо, но одна лишь голая теория хоть порой и бывает красива, как подвенечная невеста, но совершенно бесплодна без жениха - оплодотворяющего опыта. На полукруглых колесах в форме полумесяца далеко не уедешь. Говорят, что знание - сила. Но стоит добавить: только в том случае, если оно применяется. Можно прочитать горы книг, но полученные из них знания так и останутся лежать мертвым грузом в голове, если они не будут применяться на практике. Уверенность в себе при публичных выступлениях, точно так же, как и, скажем, умение аккуратно прикурить от пролетающей мимо трассирующей пули, при этом не обжечься и попасть в книгу рекордов Гиннеса - это навык, который может возрастать только в результате чередования практических действий с их последующим осознанием - всё по той же нашей схеме "ЗНАЮ-УМЕЮ".
      То, что наш друг Евгений умеет накачать себя энергией перед самим выступлением - дело ладное. Это - один из рецептов для роста уверенности в себе из области "ЗНАЮ", назовем его положительный настрой. Он очень важен, но один-единственный рецепт не всегда решает дело, поэтому здесь необходим комплексный подход. Точно так же, как, например, для того, чтобы избавить Москву от дорожных пробок, не достаточно только лишь убрать некоторые светофоры и взамен прорыть подземные переходы. Необходим комплекс мер: построить многоуровневые транспортные развязки, расширить проезжую часть там, где это целесообразно и возможно, сгладить горбатые трамвайные переезды и т.д. Так и для роста уверенности в себе при публичных выступлениях необходим комплекс рецептов:

      1 рецепт - осознание следующих положительных установок ("ЗНАЮ"):
      - волнение перед аудиторией - это не патология, а нормальное явление;
      - большинство людей боятся выступать публично (т.е., не я один такой);
      - страх перед аудиторией не имеет разумного основания (социофобия);
      - избавиться от страха перед аудиторией не так трудно, как кажется.
      Все наши достижения начинаются в голове. Поэтому одно лишь одобрительное осознание этих установок способствует постепенному росту нашей уверенности в себе в дальнейшем (об этом речь была во 2 выпуске: "Давайте разберемся со своим страхом").
      2 рецепт - практика публичных выступлений ("УМЕЮ") - это, без сомнения, самый надежный рецепт (именно поэтому на наших курсах ораторского искусства и мастерства общения много практики - примерно 3/4 времени занятий). Практиковаться стоит везде, где только возможно - на работе, в трамвае, на Арбате и т.д. Практический опыт накапливается - с каждым выступлением приобретаются новые навыки, и если тахикардия всё еще беспокоит, то надо просто упорно продолжать накапливать опыт - практиковаться и снова практиковаться, а также не забыть присовокупить к практическим выступлениям следующий рецепт:
      3 рецепт - последующее после выступлений положительное самовнушение ("ЗНАЮ"), типа: "меня никто не заставлял - я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности"; "получилось лучше, чем в прошлый раз - уже видел аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане"; "уже больше занимался делом и меньше думал о себе - налицо прогресс" и т.д., а не так, как обычно: "опозорился, больше я на публичные выступления не ходок" и т.д. (Позитивное взбадривание после речи, плюс предварительный положительный настрой до публичного выступления, плюс само выступление - вот вам и полноценный оборот колеса развития навыка уверенности в себе. Имейте в виду, что ваша уверенность в себе будет иметь значительно более крутую траекторию взлета, если практика ваших публичных выступлений будет сопровождаться сознательным положительным настроем до- и позитивным анализом после выступления).
      4 рецепт - контроль признаков уверенности: веди себя уверенно - и почувствуешь себя уверенно (тут и "ЗНАЮ", и "УМЕЮ"). Когда стая голодных волков окружает лося, и если лось выказывает при этом признаки неуверенности - трясется и дёргается, как сукин сын, а также испуганно моргает - то волки, понимая, что страх проглотил половину его сил, тут же смело нападают на него (ибо для них это уже не лось, а харч) и разрывают на куски. Но если лось демонстрирует им целый набор признаков уверенности - стоит с гордо поднятой головой, смотрит решительно, и уверенно роет копытом землю, то волки - даже если в меру голодны - как правило, отступают, понимая, что такой будет драться в полный рост и, чего доброго, одну половину из них завалит, а другой придется выписывать костыли у доктора Айболита. В данном случае работает правило: твоя слабость - моя сила, моя слабость - твоя сила - колеблются чаши весов. Это правило всегда вступает в действие там, где ярко выражены элементы борьбы - переговоры, судебные разбирательства, дебаты, ответы на каверзные вопросы при публичных выступлениях и т.д. О нашей внутренней силе оппоненту говорят наши признаки уверенности, а о внутренней слабости - признаки неуверенности. Признаки уверенности всегда работают на нас, ибо это наши союзники (о признаках уверенности - в 8 выпуске);
      5 рецепт - уверенность в своей манере выступать ("ЗНАЮ"). Одна из причин волнения - сомнение: "а вдруг я говорю или делаю что-то не то или не так?". Сомнения - прочь! Уверенность в своей манере говорить обычно появляется в результате использования четырех предыдущих рецептов, а также в результате тренировки перед зеркалом, работы с магнитофоном, а лучше всего - с видеокамерой.
*    *    *

      И в заключении, друзья, позвольте мне воспользоваться словами звезды американского менеджмента Ли Якокки с последней страницы его бестселлера "Карьера менеджера":
"Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь!".




Комментариев нет:

Отправить комментарий